Современные тракторы зарубежных фирм

С ликвидацией экономических границ у с.-х. предприятий появилась возможность выбора и покупки имеющейся на мировом рынке зарубежной техники. Для выбора зарубежных машин отечественным товаропроизводителям прежде всего необходима информация о фирмах-изготовителях, номенклатуре выпуска, техническом уровне и цене их продукции.

Состояние производства тракторов

Стремясь наиболее полно удовлетворить требования потребителей, зарубежные фирмы предлагают на рынок широкую гамму тракторов в диапазоне мощности 11— 342 кВт. В конструкциях тракторов реализуются технические решения, способствующие повышению технико- экономических показателей, снижению уплотнения почвы, улучшению управления МТА и созданию удобств для работы механизаторов. Широкое применение гидравлических и пневматических систем, средств автоматизации и электроники позволяет значительно повысить как надежность машин, так и качество выполнения технологических процессов и увеличить производительность агрегатов.

Перечень фирм (в алфавитном порядке), номенклатура выпускаемых ими тракторов (в порядке возрастания мощности), цена и некоторые технические показатели приведены в таблице.

Анализ показывает, что основными производителями тракторов в широком диапазоне мощности являются фирмы Case IH, Deutz-Fahr, Fendt, John Deere, Lamborghini, Massey Ferguson, Renault и Same. Тракторы с двигателями наибольшей мощности (324 и 342 кВт) выпускает фирма John Deere. Фирмы Hako, Iseki, Kubota, Goldoni и Shibaura специализируются на малогабаритных тракторах.

Из анализа таблицы видно, что трактор STX 440 Quadtrac с двигателем мощностью 275 кВт наиболее дорогой (212 тыс. евро), а трактор Base 20 фирмы Goldoni с двигателем мощностью 15,8 кВт — самый дешевый (8,7 тыс. евро). По стоимости единицы мощности наиболее дорогой трактор U1600А (мощность двигателя 114 кВт) фирмы Daimler Chrysler (1631,6 евро/кВт), а самый дешевый — мод. 566 (37 кВт) фирмы Eicher (324,3 евро/кВт).

В общем объеме выпускаемых тракторов преобладают полноприводные колесные модели классической компоновки, а наибольшая доля приходится на тракторы мощностью 50—100 кВт. Фирмы Aebi и Rasant Aebi предлагают небольшие колесные тракторы с кабиной и фронтальной навеской, предназначенные для кошения, ворошения и сгребания трав на склонах и обочинах дорог. Мод. ТС 07 фирмы Aebi изготавливается без кабины и оборудуется дугой безопасности.

Фирма Carraro выпускает тракторы в диапазоне мощности 15,5—64 кВт для выполнения работ на плантациях, в садах и виноградниках. Модели с кабиной имеют в названии надпись "Cab", остальные выпускаются с дугой безопасности. Мод. Ergit ТС 5400 и Ergit ТС 6400 выполнены с ломающейся рамой, а Supertrac 5400 Htm и Supertrac 8400 Htm — по интегральной схеме. Мод. TTR 4400 Hst, предназначенная для работы на склонах, оснащается сдвоенными колесами.

Диапазон мощности тракторов фирмы Case IH — 38,3—280 кВт. Фирмой впервые созданы гусеничные тракторы оригинальной конструкции — STX 375 Quadtrac и STX 440 Quadtrac. Они имеют шарнирно-сочлененную раму и четыре тележки с резинотросовыми гусеницами и независимым приводом. Первая модель выпускается также в колесном варианте. Модели тракторов с обозначением в названии "Pro A" предназначены для выполнения работ в садах.

Фирма Claas предлагает только гусеничные тракторы с резинотросовыми гусеницами мощностью 156—306 кВт. На мод. Challendger 35, 45 и 55 гусеницы с треугольным обводом.

Тракторы фирмы Daimler Chrysler мощностью 100- 205 кВт выполнены по интегральной схеме и по внешнему виду напоминают автомобиль с кузовом и одинаковыми колесами, передним и задним навесными устройствами. Их максимальная транспортная скорость — 85 км/ч.

Такую же схему исполнения имеют тракторы фирмы Horsch с двигателями мощностью 138—300 кВт, только вместо кузова у них специальные технологические емкости. Максимальная скорость их движения — 40—50 км/ч.

Фирма De Pietri выпускает две модели полноприводных тракторов одинаковой мощности (59 кВт), предназначенные для выполнения работ на лугах и пастбищах.

Характерная особенность тракторов фирмы Deutz-Fahr, на которых установлены двигатели мощностью 19,5—191 кВт, — скошенный капот и большая степень остекления кабины, обеспечивающие хороший обзор водителю. Тракторы с обозначением в названии "schmal" или "breit" выпускаются в вариантах соответственно с узкой и широкой колеёй. Модели Agroplus 60А, 70А, 80А и Agrolux 60А и 70А имеют двигатели с воздушным охлаждением.

Фирма Dexheimer оснащает свои полноприводные с узкой колеёй машины двигателями мощностью 44—66 кВт.

Тракторы фирмы Doppstadt (мощность двигателя 52—142 кВт) выполнены по интегральной схеме: двигатель расположен спереди (как у трактора традиционной компоновки), кабина — между осями и за ней имеется пространство для установки емкостей, передние и задние колеса одинакового размера, передние и задние навесные устройства. Такую же схему имеют тракторы фирмы JCB мощностью 35—138 кВт и фирмы Schluter мощностью 99—147 кВт. Их максимальная транспортная скорость 40—50 км/ч.

Четыре модели тракторов мощностью 26—55 кВт, две из них (75 VAC и 60 VAC) — с узкой колеёй, предлагает фирма Eicher.

Фирма Fendt кроме тракторов с классической компоновкой выпускает самоходные шасси (в названии моделей обозначение "СТ" и "СТА") и тракторы интегральной схемы серии Xylon: кабина расположена посередине, двигатель под кабиной, впереди и позади кабины имеется место для установки технологических емкостей, передние и задние навесные устройства. Среди машин с классической компоновкой особый интерес представляют тракторы с бесступенчатой трансмиссией Vario.

Фирма Goldoni выпускает малогабаритные тракторы без кабины (с дугой безопасности), в том числе модели с шарнирно-сочлененной рамой.

Тракторы мощностью 40—132 кВт фирмы Hieble Bergmeister предназначены для выполнения работ на плантациях и при возделывании хмеля.

Фирма Holder выпускает тракторы серии А-trac с двигателями мощностью 44—52 кВт (среди них имеются модели с шарнирно-сочлененной рамой) и С-trac мощностью 25—61 кВт, внешне напоминающие автомобиль с кузовом (как у фирм Daimler Chrysler и Horsch).

Среди тракторов мощностью 19—143 кВт фирмы Hurlimann модели серии Prince — с узкой колеёй, а серии XN — предназначены для специальных работ на плантациях.

Одна из ведущих тракторостроительных фирм — John Deere выпускает тракторы в диапазоне мощности 14,9—342 кВт, среди которых имеются специальные: садовые, виноградниковые и для возделывания хмеля. Тракторы мод. 9520А, 9420А, 9320А и 8520А могут быть выполнены в вариантах с шарнирно-сочлененной рамой или на гусеничном ходу с резиновыми гусеницами. Мод. 8420А, 8320А и 8220А имеют классическую компоновку, колесный или гусеничный ход.

Среди продукции фирмы Lamborghini мощностью 19—130 кВт тракторы серии Runner — с узкой колеёй, а серии Agile — специальные, для работ на плантациях и в виноградниках.

Landini выпускает машины классической компоновки в диапазоне мощности 13—130 кВт. Серия Discovery предназначена для работ на склонах, а серия Rex — на, плантациях и в виноградниках.

Тракторы серии Geotrac (фирма Lindner) имеют мощность 55—72 кВт, с кабиной высокой степени остекления.

Фирма Same — одна из немногих, предлагающих потребителям как колесные, так и гусеничные модели. Самые маломощные из них — три модели серии Solaris. Серия Golden предназначена для выполнения работ в садах и виноградниках, а Rock и Krypton — гусеничные (первые могут оснащаться резиновыми гусеницами).

Новое в конструкции тракторов

Благодаря оснащению двигателями с многоклапанным газораспределением улучшаются энергетические показатели тракторов, повышаются их топливная экономичность на частичных нагрузках и холостом ходу, крутящий момент на малых и средних частотах вращения коленчатого вала, снижается токсичность выхлопных газов. По три клапана на цилиндр имеют двигатели тракторов фирм Lamborghini и Same, по четыре — энергонасыщенные тракторы МХ 240 и МХ 270 фирмы Case IH, три трактора серии Farmer 400 Vario и четыре — серии Favorit 700 Vario фирмы Fendt, а также тракторы John Deere серий 9300 и 9400.

Все более широкое распространение получают КП с переключением под нагрузкой и автоматические бесступенчатые трансмиссии. Общее число передач вперед 8— 36 обеспечивает диапазон скорости движения от 0,25 до 30—40 км/ч, а на некоторых последних моделях — до 50 км/ч. При дооборудовании КП ходоуменьшителями (по заказу) тракторы могут выполнять специальные работы на замедленных скоростях — до 95 м/ч.

Появились коробки с автоматическим переключением передач под нагрузкой не только внутри диапазона, но и между диапазонами и реверса без использования муфты сцепления. Электронная система в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки обеспечивает автоматическое последовательное переключение передач с высших на низшие, и наоборот, а также программирование их выбора как вперед, так и назад. Предварительно водитель с помощью переключателя устанавливает транспортный или рабочий режим работы. Такими коробками уже оборудуются тракторы не только высокого, но и среднего класса мощности.

Бесступенчатые трансмиссии устанавливают на свои машины Fendt, John Deere и Steur.

Увеличение транспортных скоростей до 40 и 50 км/ч, а также рабочих скоростей привело к появлению и более широкому использованию на тракторах независимой подвески передних ведущих мостов. Это "смягчает" толчки и удары во время движения трактора, улучшает его тягово-сцепные свойства за счет постоянного контакта колес с почвой, уменьшает шум и вибрации на рабочем месте тракториста. Гидропневматической подвеской различной конструкции и управляемой электроникой оборудуют свою продукцию Case IH, Deutz-Fahr, Fendt и John Deere.

Valmet впервые применила пневматическую подвеску, а JCB на мод. Fastrac подрессорила оба моста. На всех тракторах включать и отключать подвеску можно из кабины. Более комфортные условия для работы механизаторов созданы на тракторах Fendt и Deutz-Fahr, где наряду с подвеской переднего моста используется гидравлическая (Fendt) и пневматическая (Deutz-Fahr) амортизация кабины.

Фирма John Deere на тракторах серии 8020 (мод. 8120, 8220 и др.), имеющих независимую подвеску всех колес, установила сиденье с активным демпфированием колебаний. Под сиденьем находится датчик, измеряющий ускорение. Эта информация используется электронной системой управления для гашения колебаний с помощью гидроцилиндра, встроенного в сиденье.

На большинстве современных тракторов угол поворота управляемых колес составляет 50—55°. New Holland на некоторых своих моделях применяет передний мост Super Steer с шаровым шарниром, обеспечивающим при повороте перемещение мостов в ту же сторону. В результате угол поворота передних колес достигает 65°.

Фирма Same оборудует тракторы серии Rubin кабиной с системой автоматического выравнивания ее положения на склонах до 25 %. При движении поперек склона компенсируется до 500 мм высоты наклона, вдоль склона — до 700 мм. Электронная система автоматического выравнивания состоит из центрального блока управления, который соединен с распределительной коробкой датчиков и блоком электромагнитных клапанов. Используя сигналы датчиков, блок управления выдает команды по выравниванию положения кабины путем изменения длины штоков четырех гидроцилиндров, соединяющих кабину с остовом трактора. Система автоматического выравнивания включается и выключается нажатием на клавишу.

В новых разработках фирм Same и John Deere различные управляющие функции (заглубление и выглубление плуга, включение механизма блокировки дифференциала, передач переднего или заднего хода и др.) могут быть запрограммированы и выполнены путем нажатия на кнопку. Некоторые фирмы осуществляют программирование по принципу "обучения": выполненный вручную один цикл действий запоминается и затем системой управления повторяется автоматически.

Малогабаритные тракторы

Почти все фирмы (за некоторым исключением) наряду с обычными предлагают малогабаритные модели. Такие тракторы, оснащенные комплексом различного оборудования, могут выполнять вспашку однокорпусным плугом, междурядную обработку посевов, транспортирование кормов, опрыскивание, фрезерование почвы, кошение трав, прессование сена и другие операции.

Большинство фирм устанавливает на них защитные каркасы или дуги безопасности. Как правило, их органы управления (педали и рычаги) и контрольно-измерительные приборы удобно расположены и сгруппированы, что создает оператору определенный комфорт при работе. Высоко поднятое сиденье в сочетании с компактным двигателем обеспечивают хорошую круговую обзорность фронта работ. На ряде моделей сиденья часто выполняются подрессоренными (на амортизаторах), а также регулируемыми по росту водителя.

Модели малогабаритных тракторов с двигателями наибольшей мощности (New Holland, Kubota, Iseki, Goldoni и др.) оборудуются кабинами как низкопрофильными, так и повышенной комфортности. Для гашения вертикальных колебаний последние зачастую смонтированы на сайлент-блоках, имеют достаточно низкий уровень шума (80,5—82 дБА), встроенные защитные каркасы, увеличенную площадь остекления сзади и спереди, передние и задние стеклоочистители, большие застекленные двери и эффективные отопители.

На задние колеса малогабаритных тракторов большинства фирм устанавливаются мокрые дисковые тормоза с механическим приводом. Они более эффективны, чем тормоза барабанного типа, которые все еще находят применение на некоторых моделях (например, фирмы Hako). Большая часть моделей оснащается механической блокировкой дифференциалов задних мостов и механическим включением привода передних колес. Преимущественное применение находят шины диагонального типа, реже (особенно на наиболее мощных полноприводных моделях) — радиальные, отличающиеся большей ходимостью. Колея как передних, так и задних колес, как правило, регулируемая в диапазонах 820-1270 и 740-1340 мм.

Подавляющее большинство малогабаритных тракторов оснащается раздельно-агрегатными гидросистемами, с максимальным давлением 10—15 МПа и задними трехточечными навесными устройствами с максимальной грузоподъемностью 370—1030 кг (с одним силовым цилиндром), величина которой во многом обусловливается максимальным давлением в гидросистеме. Навесные устройства имеют (штатно или по заказу) преимущественно позиционное регулирование, а некоторые фирмы, в том числе New Holland и Massey Ferguson, оборудуют свои модели силовым регулированием, а фирма Carraro — плавающим. Кроме того, тракторы Hako, Iseki и Kubota по заказу могут оборудоваться также и передними навесными устройствами простейшего типа, расширяющими возможности их агрегатирования.

Для привода активных рабочих органов машин и орудий тракторы оснащаются ВОМ заднего расположения: независимыми одно- (540 мин~1, New Holland, Shibaura, Carraro и др.) или двухскоростными (540 и 1000 мин , Holder, Iseki и др.), или зависимыми односкоростными (Massey Ferguson). Преобладают задние ВОМ с ручным включением и механическим управлением. Как правило, по заказу тракторы оборудуются еще и передними односкоростными ВОМ.

В качестве дополнительного оборудования фирмы используют наборы шин различных типоразмеров (для разных условий работы), передние балластные грузы (для увеличения тягово-сцепных свойств), а также тягово-сцепные устройства (преимущественно жесткого, реже — маятникового типа).

Выводы

Зарубежные фирмы предлагают потребителям большое число тракторов в диапазоне мощности 11—342 кВт. Их основные производители — Case IH, Deutz-Fahr, Fendt, John Deere, Lamborghini, Massey Ferguson, Renault и Same.

Такие фирмы, как Hako, Iseki, Kubota, Goldoni и Shibaura, выпускают только малогабаритные модели.

Преобладают полноприводные колесные модели традиционной компоновки, а наибольшая доля приходится на тракторы мощностью 50—100 кВт. Тракторы с двигателями наибольшей мощности (324 и 342 кВт) производит фирма John Deere. (У отечественных тракторов серии К-744Р и К-745 мощность двигателей составляет 184-257 и 309 кВт).

Гусеничные тракторы в основном высокой мощности предлагают фирмы Claas, Case IH, John Deere, небольшой мощности (40,5—70 кВт) — фирма Same.

Тракторы интегральной схемы с различной компоновкой (расположение кабины, двигателя, зон установки технологических емкостей и оборудования) выпускают Fendt, Daimler Chrysler, Horch, Doppstadt, JCB, Schluter, Holder.

В последние годы в конструкциях тракторов стали применяться двигатели с многоклапанным газораспределением, расширяется использование КП с переключением под нагрузкой, бесступенчатых трансмиссий, независимых подвесок передних ведущих мостов (а на некоторых моделях — обоих мостов), устройств амортизации кабины и сидений, электронных средств контроля и управления.

дата: 03.11.2009
  
© 2009-2017. Agrin Group.
При использовании материалов - ссылка обязательна.